Радиосвязь на мотоцикле...
Что же это? Баловство или жизненная необходимость? Если спросить любого мотоциклиста, путешествующего в одиночку, что он чувствует в дороге, ответ может быть самым разным, но готов поспорить, что в какой-то момент его настигает чувство одиночества. Это легко исправить, попив кофейку и поболтав с заправщиком, позвонив близким или друзьям. Но как скрасить свой «интим» с дорогой?
Первое яркое впечатление от самого понятия «радиосвязь» пришло в далёком 1998 году после просмотра старенького фильма «Конвой», того самого, про дальнобойщика по имени «Резиновый утёнок»…. Сотни грузовиков, колонна длиной в десятки километров, и всё это было возможно исключительно благодаря возможности договариваться о дальнейших действиях….Как? По радио! Не нужно останавливаться, не нужно каждого обзванивать (а в те годы про это даже и не мечталось), достаточно просто сказать, и тебя услышат – все и сразу! Под впечатлением фильма было принято решение купить радиостанцию «как у дальнобойщиков». Нашёл «просветлённых», выбрал достойную радиостанцию, и на этом всё остановилось. На ходу пользоваться ею невозможно, да и с кем общаться? Оказалось, не с кем…. По привычке брал её с собой в «дальняки». И вот в один прекрасный день, мой «Урал», хорошенько откашлявшись, встал, как вкопанный, посреди дороги местечкового значения, а до ближайшего населённого пункта – не менее 30-40 км. Проезжающих мимо тоже не оказалось, так как этой дорогой перестали пользоваться с появлением новой. Тупик? И тут вспомнилось про радиостанцию, мирно лежавшую на дне кофра. Через 20 минут криков в эфир, мне удалось связаться с дальнобойщиком из братской России, который ехал мимо в сорока километрах от меня! Он, в свою очередь, связался с «соседями по дороге», и нашёл мне пустой грузовик с гидро-бортом. Через какой-то час я ехал в кабине, а мотоцикл был без усилий загружен в кузов. А ещё через час я был выгружен в районном центре, возле магазина «авто-мото-вело-фото». Проблема оказалась мелкой, и, поставив купленную ПМ-ку, я продолжил своё путешествие. Ура, товаГищи! До широкого распространения мобильной связи и Интернета, радиостанция давала всё! Существовала условно-бесплатная диспетчерская служба, благодаря которой, находясь в любой точке города, можно было попросить барышню с приятным голоском, позвонить другу Вадиму домой, и сообщить, что встретил Колю, и вы ждёте Вадима на лавочке в сквере… Или родителям, что задержался на вечеринке… Любители-энтузиасты даже наладили интернет через радиостанцию! На «запредельной» скорости в 2400 bps (сегодня у каждого в телефоне – минимум 256000 bps), минут за 10-15 можно было отослать одно коротенькое электронное письмо, и даже открыть текстовый «сайтик»… На то время это был прорыв инженерной мысли! Но шли годы, и постепенно идея «завяла». Её вытесняли мобильные телефоны и интернет-технологии. Остались только радио-фанаты и профессионалы. Обыватели (коим был и я) перешли на новые «горизонты». И вдруг, по прошествии нескольких лет я задумался о том, что все эти «новые горизонты» не обеспечивают самого главного! Передать информацию всем и сразу! Да-да… опять «Конвой»! Я начал перекапывать просторы интернета, и оказалось, что, оказывается, всё живёт и развивается! И все прелести совершенно бесплатной радиосвязи используются, и весьма успешно! Радио перестало быть достоянием избранных, перешло на службу обычных людей, и позволяет решать обычные житейские, и, главное – дорожные задачи. Давайте немного пофантазируем! Например, мотоциклист, путешествуя, заехал в какой-то населённый пункт, представился в эфире и поинтересовался у «местных» о ночлеге, хороших заведениях с питанием, или месте общего сбора. А, может, даже выяснил, что другой путешественник въехал в город с другой стороны и готов завтра составить ему компанию в дальнейшем путешествии. Правда, удобно? А поздороваться с проезжающим навстречу? Не помахать рукой, а просто сказать «Преве-е-еД», и заодно поинтересоваться, как дорога впереди, нет ли сложных участков или контроля скорости. Ну, разве не красота?! К сожалению, это только мечты, но не те, которые недосягаемы, скорее, это цель! Чем более массовым будет продвижение радиосвязи в ряды мотоциклистов, тем быстрее мы придем к этой цели. Мототуристы других стран уже давно используют радиосвязь, а многие серийные мотоциклы даже опционально комплектуются радиостанциями. Почему же мы так отстаём? Всё просто… Корифеи-радиолюбители сознательно запутывают людей страшными терминами и сложными пояснениями, чтобы такие, как мы не разобрались в «теме» и не полезли в святая святых – ЭФИР! Так давайте же попробуем разобраться по-простому: что нам даёт радиосвязь сегодня, и какие перспективы открывает в ближайшем будущем. Что нужно для того, чтобы начать и как не опростоволоситься с выбором оборудования. Как себя вести и как научиться понимать заумные слова…. Как не крути, но начать придётся с теории… Нет-нет, это не долго, и не сложно. Информации полно в Интернете, а в библиотеках миллион книг советского периода… Но мы не будем закапываться в цифры и расчёты, мы расскажем все по-простому! ЭФИР – что-то вроде бесконечной телефонной конференции с неограниченным числом участников… Все галдят и перекрикивают друг друга. Чтобы навести хоть какой-то порядок, придумали «Регламент» – что-то вроде Конституции вперемешку с Уголовным кодексом… И все радиолюбители чтят его, как Остап Бендер – УК! В нём чётко разграничили – этот диапазон частот для тех, кто в море, этот – для тех, кто в небе, этот – для всех, кому не лень, а этот – только для лицензионных радиолюбителей. И так далее, чтобы не лезли самолёты к пароходам – о чём им разговаривать? Следовательно, радиостанции тоже поделили на морские, авиационные, и прочие специальные, и диапазон частот там сразу ограничен назначением. Для начала мы не будем подробно останавливаться на малополезных вещах, нас интересуют радиостанции, которые принесут максимум пользы при минимуме вложений. По формату исполнения нас больше всего интересуют три варианта: ПОРТАТИВНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ – компактная, с набором необходимого функционала, простая в обращении, и, как правило – маломощная. Но зато всё необходимое «на борту» – и питание, и антенна…. АВТОМОБИЛЬНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ – название говорит само за себя! Чаще всего она совсем несъёмная или – с отстёгивающейся «мордой». Питание только от бортовой сети. Антенна чаще всего внешняя, на крыше автомобиля. Мощность, и, как следствие, дальность радиосвязи в десятки раз выше, чем у портативной. БАЗОВАЯ РАДИОСТАНЦИЯ – стационарная радиостанция с богатейшим функционалом, огромными требованиями к питанию и антенне. Часто имеет встроенный источник питания от розетки переменного тока, и, как следствие – невозможность использовать ее вне дома. Используется «корифеями», подтверждая их статус! Базовыми станциями можно «меряться», дистанционно, и без линейки! Отдельные модели стоят, как неплохой мотоцикл… Все обычные радиостанции рассчитаны на один-два диапазона. Базовые охватывают пять и более, но мы ведь договорились для начала не усложнять. Частота прямо пропорциональна помехоустойчивости, и обратно пропорциональна дальности связи. Что это значит? Чем выше частота передающего устройства, тем меньше она подвержена «шумам», и, как следствие – более разборчива речь, но вместе с тем дальность, на которой можно провести радиосвязь, падает. На «коротких» волнах можно провести сеанс связи с Заполярьем, но из-за шумов чаще всего только «морзянкой», а FM радиостанции передают музыку практически в HI-FI качестве, но при той же мощности передатчика едва покрывают крупный город.
В этих всех частотах и диапазонах есть три основных БЕЗЛИЦЕНЗИОННЫХ диапазона: 27 MHz – единый всемирный гражданский диапазон CB (Citizen Band). На сегодняшний день представляет собой что-то вроде общественной уборной с элементами курилки. В силу того, что он относится к коротким волнам, то обеспечивает хорошую дальность связи, но при этом забит помехами и шумами. На этой частоте работают радиоуправляемые вертолётики, беспроводные звонки, видеоглазки и прочее. Но вместе с тем интересен данный вид связи тем, что при помощи маленькой портативной радиостанции, при наличии «прохода», можно пообщаться практически со всем миром… (Проход – совокупность погодных и геофизических условий, благодаря которым сигнал радиостанции отражается без потерь, как от зеркала, и передаётся на большие расстояния.) Например, в начале июля, когда по Украине бушевали дожди, СВ диапазон просто «разорвало»! Кого там только не было… Немцы, англичане, россияне, и даже радиолюбители из Казахстана! И со всеми можно было поговорить. Существенный минус для нас – длина антенны. Метр «с копейками» – считается компактной! Также нужно понимать, что отсутствие каких либо ограничений на использование частоты накладывает определённый отпечаток на стиль общения. Быть посланным «по матери», и притом прямым текстом – вполне нормальное явление. Не буду вдаваться в теорию и заумные описания, но чистая практика – радиостанции имеют несколько каналов, но дальнобойщики всегда «ссидят» на 15-ом. Переключатель AM/FM – в положении AM, и если есть кнопка, которая меняет буквы (сетки) – нужно выбрать «С». Днём можно слушать переговоры с трасс, сообщения о радарах и прочую полезную информацию, а вечером… Начинается беспредел… Нецензурные и пьяные выкрики, обмен «плечевыми»… Вот только нас на СВ и не хватало! С 433,075 по 434,775 MHz – так называемый LPD (Low Power Device) диапазон. Тоже является безлицензионным, но только при условии использования передатчика мощностью до 10 мВт (реально же выпускаются 100-200 мВт). К этой категории относятся все без исключения китайские и именитые «мыльницы», в том числе и активно продающиеся через всякие мотокаталоги. Отличительная особенность данного вида техники – всегда продаётся не по одиночке, а парой, а на рекламной картинке нарисованы два мотоцикла, молния между ними, а над молнией обязательно пишут цифру – кому какую не стыдно. Встречал «заявки на победу» до 10 и более км! В реальности все они работают в пределах прямой видимости, и в условиях ровной и прямой трассы едва покрывают 1,5-2 км. В городе, зайдя за дом, можно оказаться без связи. Качество передачи речи на высоте, но рядом со стройкой можно слушать «вира-майна» строителей, возле складов – грузчиков, а в магазинах охрану. Иногда встречается возможность деления на группы, но реализовано только при условии использования радиостанций одной фирмы. С 446,00625 по 446,09375 MHz – гордо называется PMR (Private Mobile Radio). Более продвинутые «мыльницы» с мощностью до 1 Вт. В рекламе пишут до 20 км, но в жизни обеспечивают устойчивую связь на трассе до 3-4 км, в городе – до 1 км. Как вы поняли, не дружат с «мыльницами LPD» из-за несовпадения частот. Используется исключительно богатыми службами охраны крупных магазинов. Связано это с тем, что цена радиостанции достаточно высока, а толку никакого. Такая же «мыльница», как и LPD, только оформлена солидно. Общевызывным является 8-й канал из имеющихся восьми. На более продвинутых встречается возможность использования пилот-тонов, о которых расскажем позднее. Диапазон является европейским, и имеет американского собрата – GMRS/FRS, который работает на частотах 462/467 MHz, и, как вы понимаете, совершенно не дружит ни с кем. Будьте очень аккуратны при покупке «мыльниц» из Америки и на всяких E-bay – есть шанс, что общаться будете только с самим собой! Вот, собственно, и всё, что мы можем использовать без лицензии. Что же такое лицензия? Официальная бумага радиолюбителя! Даёт право обвешаться радиостанциями и ходить по улице, выгнать с любой частоты безлицензионного пользователя, построить антенну на крыше дома и многое другое. О многом другом – дальше. Как же быть? Ведь всё, что нам разрешено, попахивает детским садом! Но выход есть! Правила таковы, что мы ограничены мощностью передатчика, и то в момент передачи. Любая портативная радиостанция имеет режим пониженной мощности с целью экономии батареи, и определить, какой режим выставлен, практически невозможно. Визуально так называемые радиолюбительские портативные радиостанции мало чем отличаются от продвинутых «мыльниц», и вполне могут за них сойти. Это уже интересно! Основная масса радиолюбительских «портативок» работают либо в VHF (144-146 MHz или 2 метра), либо UHF (430-440 MHz или 70 см), а так же возможна комбинация обоих. Как уже говорилось – размерами и видом они мало отличается от «мыльницы», а штатные антенны для них около 20 см. Также бывают тюнинг-антенны «крысиный хвост» длиной 3-5 см. Мощность передатчика полноценные 4-7 Вт, что обеспечивает устойчивую связь на трассе до 20-25 км. Диапазон VHF больше устойчив к пересечённой местности и лесу, поэтому чаще используется продвинутыми страйкболистами. Вместе с тем там работают многие государственные службы и, как следствие, его контролируют, а статью «радиохулиганство и создание помех государственным радио-службам» никто не отменял. Поэтому использовать его нужно с умом и радиолюбительской лицензией в кармане! А вот UHF – это практически тот же LPD, только немного шире! Это не значит, что там можно беспредельничать и хулиганить, но если соблюдать нормы здравого смысла – никто не скажет вам «ай-яй-яй»! Это то, что нам нужно! Для переговоров при движении группой нам достаточно иметь радиостанции и гарнитуры, но вот в городе этого явно не достаточно. «Какой смысл в общении, если оно ограничено одной улицей?», – спросите вы. И будете правы! На выручку приходят простейшие радиолюбительские репитеры, а по простому – «попугаи». Как они работают? На достаточной высоте стоит большая и хорошая антенна, к которой подключена хорошая, качественная радиостанция. А к радиостанции подключен маленький цифровой магнитофон. Слух у такой конструкции на высоте (каламбур)! Она слышит твоё сообщение от маленькой «портативки», записывает его, и после того, как ты договорил – передаёт его на целый город и даже окрестности! Благодаря «попугаю» можно общаться между собой на огромных расстояниях. Строить собственные репитеры имеет смысл в тех городах, где их нет. Большинство городов-миллиоников имеют несколько репитеров, часть из которых бывает доступна без лицензии. Если репитер есть, но только для нужд радиолюбителей, с ними всегда можно договориться на использование в дневное время и как экстренную связь. Сами-то они чаще всего выходят в эфир поздним вечером, когда помех меньше. Теперь давайте разберёмся, что и где функционирует. Большинство полезных радиоресурсов функционирует в Киеве, но это не достоинство столицы, а, скорее, упущение всех остальных городов. На сегодня самым популярным является радиолюбительский репитер «АвтоУА». Пройдя несложную регистрацию на сайте клуба, и получив простой цифровой позывной (имя в эфире), нам открываются огромные возможности по обмену дорожной ситуацией в городе (Киев). Более четырёх сотен корреспондентов, катаясь по городу, передают сообщения о пробках, заторах, авариях. Собираясь в поездку, можно запросить состояние планируемого маршрута и получить ответ от непосредственного участника трафика на этом участке. Мотоциклистов там много (включая МотоХелп), и это что-то вроде симбиоза. Мотоциклисты за счёт мобильности могут выдать больше полезной информации, а автомобилисты сообщают обо всех увиденных приключениях двухколёсных, что позволяет своевременно оказать помощь. Флудить на канале запрещено, но всегда можно перейти на вспомогательный репитер, и решить свой частный вопрос. Но не забываем – вас слышит весь город, а также радиолюбители с хорошей аппаратурой из соседних! Позывные мотоциклистов на АвтоУА начинаются с «2» – по количеству колёс. Также мотоциклистов с использованием цифрового АвтоУАшного позывного свободно пускают на «Вело репитер» – хорошего качества и с отличным покрытием. На «Вело-репе», кроме мотоциклистов, практически никого нет, а велосипедисты используют его только во время массовых веломероприятий. Помимо этого, постоянно функционирует несколько радиолюбительских репитеров, но работать с ними можно только при наличии лицензии и официального позывного. Пилоты службы УСП используют собственный репитер для передачи информации выездным группам. В Одессе также функционирует радиолюбительский репитер мотоциклетной направленности. Так что же нужно для того, чтобы получить доступ ко всем этим полезностям? Естественно, радиостанция! Я думаю, все уже поняли, что на мотоцикле удобнее всего пользоваться портативными версиями. Они свободно помещаются в карман, в набедренную сумку, или защёлкиваются за «черепаху». В продаже можно найти массу предложений на любой вкус и толщину кошелька, но давайте разберёмся, что же это такое – «необходимый минимум». Из новинок можно смело обратить взор на творения последователей Мао! Они до того натренировались делать радиостанции под именитыми брендами, что и их собственные творения мало чем уступают последним по качеству, а цены – в разы меньше. Wouxun, Quansheng, Puxing, и китайские контрафактные Kenwood (называемые в народе «китаенвудами») и Motorola. Для UHF диапазона носимые станции можно приобрести за 50-80 USD. Не забываем уточнять у продавца рабочий диапазон (должен быть UHF, чаще всего – от 400 до 470 MHz), и паспортная мощность передатчика должна быть не менее 4 Вт (хорошо, когда 5-6, всё равно единицу можно откинуть – китайцы привирают часто….)! А вот фирменные радиостанции с аналогичными характеристиками могут стоить от 150 до двух, а то и трёх сотен «вечнозелёных американских» денег. Если вы относитесь к тем людям, которые предпочитают б/у «японца» новому «китайцу, то вам прямой путь на форумы радиолюбителей (на том же сайте АвтоУА есть отличная барахолка!), а также всевозможных туристов, страйкболистов и даже чёрных археологов. Люди часто обновляют свой парк аппаратуры, и список брэндов звучит примерно так: Motorola, ICOM, Kenwood, Yaesu… Радиолюбительские «б/ушки» с возможностью ввода частоты руками могут равняться по стоимости новым «китайцам», и даже немного превосходить их, но есть ещё такая категория, как профессиональные радиостанции. Исполнение их корпуса соответствует военным стандартам: в воде не тонет, в огне не горит, и в потасовке ею можно даже «отмахаться» – ударопрочная. И при всех этих «прелестях» такие б/у станции можно найти в диапазаоне от 200 до 400 гривен, в зависимости от состояния аккумулятора, который примерно за 100 гривен можно перепаковать, или за 150 – купить. Низкая стоимость этих «милитари»-радиостанций обусловлена относительной сложностью эксплуатации. Частоты, на которых вы собираетесь работать, прошиваются с компьютера при помощи специального кабеля. Но покупая радиостанцию, всегда можно попросить продавца прошить основные каналы, а со временем приобрести себе и кабель. Его цена колеблется от 100 до 150 гривен. Также можно попросить знакомых, которые используют аналогичные радиостанции, настроить вам радиостанцию, а некоторые модели даже умеют «клонироваться» при помощи обычного аудиокабеля от колонок. Как это ни парадоксально, но вдоволь наигравшись пусть и продвинутыми, но любительскими станциями, и чётко определив, что слушать и где работать, многие переходят на профи-станции. Всё чётко и конкретно! И следует помнить главное: мотоцикл – не автомобиль, защита от тряски, воды и падений играет далеко не последнюю роль. С радиостанцией определились, переходим к гарнитурам. Согласитесь, на ходу махать рукой с зажатой в ней радиостанцией как-то «не комильфо». Многие производители шлемов продают гарнитуры, которые встраиваются в шлем. Вполне жизнеспособная конструкция, но дороговато, особенно в нашей стране. Но если такая возможность имеется – берём и «не паримся»! Только попросите знакомого, что на «ты» с паяльником, спаять для вас переходник (цена вопроса – пару банок пива) На чоппероподобной тихоходной технике, а также мотоциклах с очень развитым передним обтекателем, вполне можно обойтись тангентой (как у таксистов – динамик, совмещённый с микрофоном в маленьком корпусе на витом шнуре). Если его расположить в районе плеча, как у полицейских, то в полулицевиках вполне можно общаться без особого дискомфорта. Сама радиостанция при этом может находиться где угодно, куда дотягивается витой шнур. Но как же быть владельцам остальных мотоциклов? Шум ветра, скорость, невозможность отвлекаться на манипуляции с тангентой... Для них (ладно, не только для них…) придумали ларингофоны. Как у лётчиков и танкистов. Звук «снимается» прямо с гортани, в районе голосовых связок. К нему нужно привыкнуть. Произношение в ларингофон немного отличается от обычной речи, но денёк потренировавшись и найдя своё личное положение звукоснимателя, вы будете поняты на 100%. Ларингофоны комплектуются кнопкой начала передачи (PTT), которая при помощи липучки крепится на палец перчатки, и, следовательно, можно общаться, не отрываясь от руля. Основным минусом ларингофона является динамик – он расположен на корпусе, а в ухо вставляется мягкий прозрачный воздуховод. Многие люди вполне сносно переносят посторонний предмет в ухе под шлемом, а многие – нет. Для вторых рекомендую покупать ларингофоны с разъёмом под внешние наушники. Динамики можно купить специальные, для инсталляции в шлем (цена в пределах 100 грн), а можно самостоятельно вклеить любой тонкий динамик в пенопласт под обшивку шлема. Для улучшения качества звучания его можно вклеить в крышку от коробочки для фотоплёнки, а крышку – в шлем. Всё это обильно обмазываем так любимым китайцами полимерным клеем, и… вуаля! Такая комбинация из ларингофона и динамиков в шлеме, на мой взгляд, идеальна. Цена простейшего ларингофона начинается от 15 USD, а продвинутые модели с кевларовыми трубками, разъёмами, двумя звукоснимателями и прочими наворотами, доходит до 40-50 USD. Если при всём этом вы дружите с паяльником, (или с соседом, который дружит с паяльником) – ваши возможности в этом направлении практически безграничны. Есть и советские «гагаринские» шумоустойчивые микрофоны ДЭМШ, и авиационные ларингофоны ЛА-1, и всё это можно заставить работать на ваше благо! Главный принцип – хорошее качество переговоров при минимуме финансовых затрат. А для того, чтобы заехав в любой город, можно было реализовать наши фантазии и получить всю необходимую информацию, или попросить о помощи, мотоциклисты с активной жизненной позицией, проживающие в этом городе могут, получив радиолюбительский позывной (30 гривен в год), построить из подручных средств хорошую стационарную антенну и реализовать на совершенно законных основаниях радиолюбительский эхо-репитер (тот самый «попугай»), тем самым обеспечив бесперебойной радиосвязью свой город или районный центр и живущих в нём двухколёсников, а так же поучаствовать в воплощении в жизнь других филантропских целей. О процедуре получения радиолюбительской лицензии, постройке репитера, подробнее о гарнитурах, радио поддержке выездных мероприятий и слётов, радиостанциях, созданных для мотоциклистов, а также возникших у вас вопросах, мы расскажем в следующих выпусках.
Текст и фото: Андрей Блинов
Источник
|