К автомобильной антенне предъявляются настолько жесткие требования по механическим, электрическим, эстетическим и эксплуатационным параметрам, что подавляющее большинство автомобилистов используют антенны промышленного изготовления. Рынок предоставляет широкий выбор антенн, различных по цене, внешнему виду и способам крепления к кузову. Все типы автомобильных антенн относятся к классу антенн "Ground plane", роль заземляющей поверхности которой (противовеса) выполняет металлический кузов автомобиля. При установке на кузов из диэлектрика эти антенны утрачивают свои функциональные характеристики. Вэтом разделе описаны типы автомобильных антенн, способы их крепления и установки на кузове автомобиля, даны рекомендации по настройке и эксплуатации. Установка антенны на автомобиле имеет ряд особенностей и от ее правильности сильно зависит дальность связи. Уровень помех от системы зажигания двигателя серьезно влияет на чувствительность станции, поэтому желательно располагать антенну как можно дальше от двигателя, а питание станции осуществлять через фильтр или непосредственно от аккумуляторной батареи. Добейтесь того, чтобы уровень шума приемника при отключенной антенне не изменялся после включения двигателя. Это будет означать, что по цепям питания не проникает помех. В большинстве современных автомобильных станций используются фильтры по питанию и они не требуют дополнительной фильтрации. В этом случае подключать станцию к борту сети автомобиля можно в любой удобной точке. Постарайтесь провод к корпусу автомобиля не делать особенно длинным и тонким. Однако, при любых способах установки необходимо обеспечить надежный контакт антенны с кузовом, отсутствие ненадежных контактов при заделке коаксиального кабеля в разъемах (в том числе в разъемах и подпружиненных контактах салазок при съемном монтаже трансивера). Вот почему, при установке антенны в отверстии кузова необходимо зачищать краску в окрестности монтажного отверстия, а при монтаже антенны на кронштейне, фиксируемом на водосливном бортике крыши автомобиля нужно обеспечить хорошее электрическое соединение кронштейна с Автомобильная антенна должна быть настроена в резонанс на средней частоте диапазона. В большинстве случаев, настройка в резонанс достигается регулировкой длины штыря, обеспечивающей минимум значения КСВ (коэффициента стоячих волн) в центре диапазона. Если КСВ больше на верхнем краю диапазона, длину штыря необходимо уменьшить, если на нижнем - увеличить. Антенны, электрическое укорочение которых обеспечивается распределенной по длине индуктивностью, настраиваются путем последовательного удаления витков. Устанавливать антенну на автомобиле желательно как можно выше: на крыше или, в крайнем случае, на переднем или заднем крыле, бампер с этой точки зрения является наихудшим местом. От места установки антенны зависит ее диаграмма направленности (рис. 1). Существует 4 основных варианта установки автомобильных антенн: 1)Установка на крыше: в этом положении антенна излучает равномерно во всех направлениях. Поскольку полноразмерный четвертьволновый штырь слишком высокий для такой установки, то используют укороченный вариант антенны с удлиняющей катушкой, обеспечивающей четвертьволновую электрическую длину антенны. 2) Установка на переднем крыле: При таком размещении антенны максимум диаграммы направленности ориентирован назад. Такой вариант установки имеет ряд преимуществ: Во-первых, антенну легче устанавливать, Во-вторых, ее можно использовать как для CB трансивера так и для автомагнитолы с помощью соответствующего переходника - разветвителя. 3) Установка на крышке багажника: В этом положении максимум диаграммы направленности антенны ориентирован вперед. При таком варианте установки Вы можете применить полноразмерный четвертьволновый штырь. 4) Установка на заднем бампере: При таком расположении антенны максимум диаграммы направленности ориентирован в стороны от автомобиля и имеет неустойчивый характер. Антенна легко устанавливается и снимается и для ее крепления не надо сверлить кузов автомобиля.
Рис. 1. Размещение антенн на автомобиле и их диаграммы направленности (точками обозначены места установки антенн) На крупногабаритных грузовиках и фургонах часто используются системы из двух антенн, соединяемых сфазированным V-образным кабелем (рис. 2). Из теории антенн известно, что два одинаковых вибратора, размещенных на расстоянии полволны (5,5 м) друг от друга, дают диаграмму направленности в форме восьмерки. При этом в направлениях линии размещения антенн наблюдается резкий минимум, а в перпендикулярных направлениях наблюдается усиление на 3 дБ. Если разместить эти антенны на расстоянии, равном четверти длины волны (2,75 м) друг от друга, что соответствует максимальной ширине автомобиля (например, на зеркалах заднего вида грузовика или на крыше фургона), то эффект сложения сигналов существенно ослабляется, в результате чего такие двойные антенны работают не намного лучше идеально установленных одинарных (рис. 3). Вместе с тем, применение сдвоенных антенн ослабляет затенение, создаваемое высоким и широким кузовом грузовика,
Рис. 2. Сдвоенная автомобильная антенна благодаря чему несколько улучшается диаграмма направленности в направлении маршрута движения. Кабели, соединяющие двойные антенны с радиостанцией, обеспечивают согласование и фазировку антенн. Поэтому изменение их длины и волнового сопротивления недопустимо. Схема подключения двух антенн приведена на рис. 4 Рис. 3. Размещение сдвоенных антенн и их диаграммы (точками обозначены места установки антенн) Рис. 4. Подключение сдвоенных автомобильных антенн: 1 - к разъему SO-239; 2 - к разъему RL-259; 3 - коаксиальный кабель (RG 59/U) к антенне; 4 - коаксиальный кабель (RG 59/U) ко второй антенне Итак, еще раз кратко некоторые основные правила для выбора места установки антенны на автомобиле, которые необходимо учитывать: 1. Устанавливайте антенну в наивысшей точке автомобиля. 2. Чем большая часть антенны расположена над крышей, тем лучше. 3. Устанавливайте антенну в центре поверхности, которая выбрана для установки. 4. Прокладывайте антенный кабель как можно дальше от источников помех таких, как провода зажигания, электромагнитные приборы и т.д. 5. Добивайтесь надежного подсоединения экрана подводящего кабеля к металлу кузова. 6. Если антенна укомплектована штатным кабелем, недопустимо изменять его длину. 7. Соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить кабель. |