Устранение простейших неисправностей Си-Би аппаратуры своими силами
Разумеется, ремонтом Си-Би радиостанций должен заниматься специалист в условиях радиомастерской. Однако далеко не все встречающиеся проблемы требуют непременного вмешательства мастера. Довольно типичным является случай, когда пользователь Си-Би приносит в мастерскую свою радиостанцию, с которой "что-то неладно" и через пару дней получает ее обратно с заключением: "Станция в полном порядке, просто переключатель CB-PA нужно ставить в положение CB.

Ремонтники-профессионалы признают, что львиная доля встречающихся неисправностей может быть устранена в домашних условиях за несколько минут человеком без специального технического образования.

Давайте рассмотрим перечень наиболее часто встречающихся неисправностей, с которыми имеет смысл разобраться дома, прежде чем нести аппарат в мастерскую.

Разумеется, прежде чем влезать в радиостанцию, необходимо обязательно отключить ее от сети. Даже если это автомобильная радиостанция с питанием 12 Вольт, отключите ее от бортсети или источника питания, прежде чем начнете с ней разбираться. При случайном замыкании и 12-Вольтовых цепей можно получить ожоги и вывести из строя источник питания. Имейте также в виду, что выключателем станции питание от нее отключается не полностью, часть цепей остается под напряжением для сохранения ее памяти.

Если вы будете действовать согласно нижеприведенным рекомендациям, вы не причините вреда ни себе, ни аппарату, но можете сэкономить деньги и время на поездке в мастерскую.

1. Станция не подает никаких признаков жизни, ничто не светится и не звучит.

Посмотрите, может быть вы только подумали включить ее, но на самом деле не включили. Проверьте, цели ли предохранители? Если нет, замените перегоревший запасным того же номинала и размера. Убедитесь, что предохранители хорошо контактируют с держателем. Проверьте разъемы проводов питания, нет ли обрывов проводов питания, деформированных штырьков или гнезд. Особенно внимательно осмотрите провода в местах, где они испытывают перегибы. Если станция установлена в автомобиле, проверьте контакт провода "на массу". Имейте в виду, что в некоторых автомобилях станция включается только при включенном зажигании.

2. Предохранитель перегорел.

Правильным ли был его номинал? Может быть питание подключено с неправильной полярностью? Может быть что-то замыкает провода питания внутри станции? Осмотрите провода питания и место ввода проводов в станцию, нет ли участков с нарушенной изоляцией, не касаются ли они стенок или винтов крепления скобы?

3. Станция моргает и подмигивает. Подсветка и приемник то включаются, то выключаются.

Вероятней всего - плохой контакт в цепи питания. Проверьте источник питания, контакты предохранителей, колодку подключения питания на входе в станцию.

4. Подсветка станции работает, но аппарат не издает ни звука.


Возможно плохо вставлен или неисправен разьем микрофона. Переключатель CB/PA стоит в неправильном положении. Неправильно установлены регуляторы громкости, шумоподавителя. Включены наушники в гнездо станции.

5. Принимаются только близко расположенные станции, хотя шумоподавитель полностью выведен.

Что-то неладное с антенной. Проверьте антенный разъем, подсоединение его к кабелю, кабель, разъем между кабелем и антенной и саму антенну. Для выявления обрывов и замыканий в кабеле можно использовать любой тестер. Имейте в виду, что различные типы антенн дают разные результаты при прозвонке их тестером: некоторые показывают замыкание, и это для них нормально. Проверьте, правильно ли установлен регулятор усиления ВЧ (RF gain). Возможно напряжение питания слишком низкое. Если эти версии не подтвердились, необходимо вмешательство мастера.

6. Станция работает, но все время в режиме передачи, и никак не переходит на прием.

Возможные причины - неисправность переключателя в микрофоне или разъема микрофона. Возможны также внутренние причины, требующие вмешательства специалиста.

7. Станция работает, но принимаемые сигналы так искажены, что их невозможно разобрать.

Возможно станция работает не в том частотном стандарте, в котором работает ваш корреспондент. Дело в том, что в России разрешена работа Си-Би радиостанций в двух частотных стандартах, сетки частот которых сдвинуты на 5 кГц. Поэтому частота, например, канала 20 в Российском стандарте равна 27.200 кГц, а в Европейском стандарте - 27.205 кГц. Прием корреспондента, работающего со сдвигом на 5 кГц практически невозможен, т.к. сопровождается сильными искажениями. Все радиостанции зарубежного производства работают в Европейском частотном стандарте, но поскольку многие пользователи и одна из московских диспетчерских служб ("Полет-27") используют Российский частотный стандарт, эти станции часто снабжаются дополнительным переключателем, позволяющим сдвигать частоту на 5 кГц. Если ваша станция имеет переключатель "Россия-Европа", попробуйте переключить его. Выполняется этот переключатель на разных аппаратах по-разному. На некоторых для переключения необходимо даже выключать питание станции. Разберитесь, как это переключение выполнено не вашей станции.

Вторая возможная причина - неверно выбран вид модуляции (АМ, ЧМ, USB, LSB). Большинство станций имеют только два вида модуляции: АМ и ЧМ (FM). Принимать сигналы радиостанций с однополосной модуляцией (USB и LSB) они не могут. В России большинство пользователей и все диспетчерские службы используют ЧМ, поэтому применение радиостанций, имеющих только АМ, невозможно. Попробуйте настроиться на 3 или 9 канал, в которых диспетчеры работают в Европейском частотном стандарте с ЧМ модуляцией.

Возможно поврежден диффузор динамика или неисправен усилитель низкой частоты. Неточно выставлена частота станциии. В этих случаях требуется вмешательство специалиста.

8. Станция работает, но принимаемые сигналы звучат как кваканье.

Если ваша станция имеет USB, LSB виды модуляции, переключитесь поочередно на каждый из них и с помощью ручки "clarifier" (точная подстройка частоты) добейтесь неискаженного звучания.

9. При приеме станции с однополосной модуляцией ручкой "clarifier" невозможно добиться неискаженного звучания.

Смените боковую (USB на LSB или наоборот). Возможно ручка грубой установки частоты ("coarse") слишком далеко смещена в сторону для того, чтобы могла сработать ручка точной подстройки.

10. Станция работала нормально, но вдруг все корреспонденты, которых вы слышали, сразу пропали.

Возможно вы случайно переключились в другой канал или другой частотный диапазон. Если на микрофоне есть кнопки переключения каналов, это иногда бывает при случайном нажатии на них. Имейте также в виду, что буквенные обозначения частотных диапазонов у станций разных моделей могут не совпадать (обычно бывает сдвиг на одну букву латинского алфавита). Так, например, диапазон С у некоторых станций обозначается буквой D, а диапазон D - буквой Е. В некоторых станциях вообще диапазоны разбиты не по 40, а по 50 каналов, или вместо номера канала индицируется его частота.

11. Все принимаемые станции слышны в сопровождении раздражающаго гудения.

Если вы питаете автомобильную станцию от выпрямителя, возможно у него неисправен или отсутствует фильтр. Выпрямители для зарядки аккумуляторов для питания станции непригодны. Возможно идет помеха от близко расположенной неисправной лампы дневного света, неоновой рекламы, или даже дефектной лампы накаливания. Очень зашумленная сеть электропитания.

12. S-метр показывает наличие принимаемого сигнала, но звука нет.

Возможно неисправен динамик или разъем динамика. Попробуйте подключить наушники или дополнительный динамик к гнезду на задней стенке станции. Неисправен регулятор громкости. Закручен до упора шумоподавитель. Возможны и внутренние неисправности, требующие вмешательства специалиста.

13. Из станции идет дым, вы чувствуете запах гари.

Немедленно выключите станцию и отключите ее от источника питания. Возможно установлен предохранитель на слишком большой ток, иначе он должен был бы перегореть раньше появления дыма. Правильно ли выбрана полярность питания? Если с полярностью нет ошибки, лучше показать станцию специалисту, прежде чем снова ее включить.

14. Корреспонденты жалуются на фон переменного тока, сопровождающий модуляцию.


Обрыв экранного провода в разъеме микрофона или внутри микрофона. Нефильтрованный источник питания.

15. При включении станции на передачу сильно тускнеет подсветка.

Источник питания не обеспечивает необходимого тока нагрузки.

16. Приемник работает хорошо на одном конце диапазона, но определенно хуже на другом.

Антенна неправильно настроена. Подстройте антенну на середину желаемого диапазона с помощью измерителя КСВ или на максимум принимаемых шумов в режиме АМ, регулируя ее длину.

17. Приемник работает нормально, но корреспонденты жалуются на треск и шорох в момент включения или на прерывистую модуляцию.

Неисправен разъем микрофона: плохие контакты или замыкание проводов. Неисправен переключатель микрофона.

18. Корреспонденты принимают несущую без модуляции.


Ручка регулировки усиления микрофона выведена на минимум. Неисправен переключатель или провод микрофона.

19. Корреспонденты жалуются, что ваша модуляция искажена и прослушивается в соседнем канале.

Слишком велика девиация в режиме FM. Уменьшите усиление микрофона или говорите от него подальше. При первой возможности отрегулируйте модуляцию у специалиста.

Все вышеизложенное относилось к базовым и автомобильным радиостанциям. Портативные радиостанции, с их плотным поверхностным монтажом, рекомендую ремонтировать у специалиста.
Бюллетень Си-Би ¹8 Август 1996 г, Автор Владислав "Ребус" (3А13277)
 

Последние новости

Весь архив

20.03.2017
Sirio Performer 5000 LED - это первая антенна СВ диапазона, которая светится во время передачи сигнала!   Свечение катушки антенны во время передачи сигнала кроме необычного дизайнерского решения обладает важным преимуществом - теперь по наличию ил... Подробнее...
13.01.2014
В Казахстане начаты продажи трех интересных новинок - мобильных радиостанций СВ диапазона: Yosan CB-350 -  сверхкомпактная СВ радиостанция, самая миниатюрная из выпускаемых в настоящее время! JC-300Plus - модернизированная версия популярнейшей С... Подробнее...
22.11.2013
В начале декабря в Казахстане ожидается начало продаж трех интересных новинок - мобильных радиостанций СВ диапазона: Yosan CB-350 -  сверхкомпактная СВ радиостанция, самая миниатюрная из выпускаемых в настоящее время! Yosan JC-300Plus - модернизи... Подробнее...

Позывные

Полный список ->

#842 Серёга
Позывной: Student
Станция Yosan Stealth 5 Tracker

Антенна: Антенна:врезная 1.7 на багажнике
Машина: Toyota Land Cruiser 78

#1818 Команданте Че
Позывной: Команданте Че
Станция СВ-50

Антенна: Магнитная
Toyota 4Runner

#1458 Дима
Позывной: ЗавГар
Станция MJ-300

Антенна: врезная 1.5 м.
Toyota Granvia

FAQ

Полный список ->